Эксплуатация гидросистем

Эксплуатация гидросистем и ее элементов должна проводиться в строгом соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации на гидросистемы и гидрооборудование.  Практика технического обслуживания гидросистем  предполагает ежедневный внешний осмотр гидросистемы и ее элементов.

    Необходимо следить за чистотой рабочей жидкости, т.к. загрязненная жидкость приводит к быстрому износу рабочих поверхностей узлов гидросистемы и уплотнений. Долговечность работы гидросистемы в большой степени зависит от чистоты фильтрующих элементов. Первая очистка фильтров или замена фильтроэлементов производится после обкатки, проверки и регулировки гидросистемы. В дальнейшем фильтры должны очищаться согласно инструкции на машину. Засорение фильтрующих элементов гидробака вызывает абразивный износ рабочих поверхностей, заедание клапанов, что может привести к разрыву корпусов гидроагрегатов. Узлы гидросистемы всегда должны быть заполнены рабочей жидкостью. В случае понижения уровня жидкости ниже нижней отметки необходимо прекратить работу и долить масло до верхней отметки. Температура рабочей жидкости не должна превышать 70-80°С. Через каждые 240 час. работы необходимо очищать и тщательно промывать воздухофильтр сапуна бака. Категорически запрещается открывать систему бака в полевых условиях или в пыльном помещении. Своевременно заменять изношенные уплотнения, прокладки и грязесъемники.  Не допускать в местах шарнирных и неподвижных соединений появления течи. При обнаружении течи она должна быть немедленно устранена подтяжкой соединения или заменой уплотнения.  Следите, чтобы в процессе работы не было скручивания и защемления шлангов между подвижными частями транспортного средства, т.к. это приводит к преждевременному выходу шлангов из строя.

    Эксплуатация гидросистем должна производиться в таких условиях, при которых рабочая жидкость по возможности дольше сохраняла бы свои первоначальные свойства. Для этого необходимо: не смешивать в одной таре свежую и бывшую в эксплуатации рабочие жидкости; пользоваться чистым заправочным инвентарем; не допускать смешивания рабочей жидкости с водой; не допускать попадания в жидкость пыли, песка, стружки и других механических частиц. При этом необходимо: фильтровать жидкость перед ее заливкой; герметично закрывать резервуары, содержащие рабочую жидкость. При работе гидропривода в широком диапазоне температур рекомендуется применять летние и зимние сорта рабочих жидкостей. Необходимо также после первого периода работы гидропривода в течение 50…100 ч заменять рабочую жидкость для ее фильтрации и очистки от продуктов износа в начальный период эксплуатации. Наиболее распространенными являются два сорта рабочих жидкостей — ВМГЗ и МГ-30. Они позволяют заменить более 30 сортов специальных масел — индустриальных, турбинных, трансформаторных, дизельных, моторных, цилиндровых, веретенных и .д.

    При эксплуатации гидромотора и гидронасоса необходимо постоянно следить за наличием посторонних шумов в устройстве, температурой и уровнем рабочей жидкости в системе и в гидроузле, давлением рабочей жидкости и герметичностью гидросистемы. При эксплуатации аксиально-поршневого насоса особое внимание следует обратить  на один момент. Аксиально-поршневые насосы должны иметь определенный подпор во всасывающей линии. Первый пуск насоса должен производиться при гарантированном заполнении насоса рабочей жидкостью. В противном случае насос «сгорит».

      Гидроцилиндры в процессе эксплуатации дают довольно большую часть отказов в работе гидравлических систем. В основном их отказы происходят из-за неправильной эксплуатации или пренебрежения к обслуживанию.  Внешние повреждения и их последствия очевидны и могут быть обнаружены при ежедневных осмотрах машины (вмятины на корпусе, царапины, забоины на штоке, и т.д.). А вот внутренние утечки и нормальный износ требуют более тщательного внимания.

Основные причины возникающих неисправностей в гидроцилиндрах следующие:

  • Нарушение периодичности технического обслуживания гидросистем.
  • Использование низкосортных гидравлических масел (зачастую смесей различных масел).
  • Наличие механических примесей в маслах, вследствие чего происходит засорение фильтров и жиклеров, зависание золотников и клапанов, нарушение целостности уплотнительных элементов (манжет, колец, грязесъемников) гидроцилиндров, и в итоге нарушение нормальной работы гидросистемы эксплуатируемой машины.
  • Нарушение параметров установки в узлах и агрегатах, т. е. такие случаи, когда в конструкции возникает эффект изгиба штока гидроцилиндра.
  • Нарушение правил эксплуатации (превышение грузоподъемности, механические повреждения и т. п.).

Последствия очевидны и неизбежны:

  • Нарушение герметичности, за счёт интенсивного износа уплотнений;
  • Механические повреждения штоков, гильз, поршней — задиры, сколы, излом, изгиб;
  • Износ посадочных мест подшипников, втулок в проушинах;
  • Нарушение целостности опорно-уплотнительных элементов.

Работоспособность гидроцилиндра обычно снижается постепенно во времени, а износ может быть больше 20%, когда это осознает работник, замечая замедленность и увеличение временных циклов. При отказе в работе гидроцилиндра нужно проверить правильность сборки и установки уплотнений поршня и штока, а также состояние деталей.
Наиболее характерные неисправности в работе гидроцилиндров, причины их возникновения и способы устранения приведены в таблице.

Наименование
Вероятные причины
Способ устранения
1. Отсутствие рабочего давления в поршневой полости
Изношены или разрушены уплотнения поршня
Заменить уплотнения
2. Потеки масла по штоку
Изношены или разрушены уплотненя поршня
Заменить уплотнения
3. Нагрев штока и его направляющих. Неравномерное с вибрациями движения штока, защемление штока.
Большие боковые нагрузки, ослаблено крепление гидроцилиндра
Обеспечить соосность приводного механизма и штока; проверить крепление и при необходимости восстановить его надёжность
4. Неравномерное, с рывками перемещение штока, повышенный шум и вибрации.

Воздух попал в полости гидроцилиндра

Удалить воздух из полостей, устранить возможность подсоса воздуха в соединениях трубопроводов и уплотнении штока.

Насос засасывает и нагнетает в гидросистему воздух

Нарушение герметичности всасывающего трубопровода

— проверить и обеспечить герметичность трубопровода, заменить уплотнения.

Недостаточный уровень рабочей жидкости в бак до требуемого уровня.

Чрезмерное вспенивание рабочей жидкости в баке — опустить сливную трубу ниже уровня жидкости в баке, разделить перегородкой сливную и всасывающую полости бака, установить в бак отражатель.

Неравномерная подача насоса: кавитация во всасывающей полости насоса (неполное заполнение рабочего объёма насоса): непроходимость всасывающего отверстия, неисправность всасывающего клапана, засорение всасывающей трубы или всасывающего фильтра; заужен или погнут всасывающий трубопровод: высота всасывающего отверстия насоса относительно уровня жидкости в баке превышает допустимую: частота вращения насосов превышает допустимую;

Вязкость рабочей жидкости превышает допустимую

Проверить всасывающее отверстие, всасывающий клапан, очистить всасывающую трубу, всасывающий фильтр.

Установить всасывающий трубопровод требуемого диаметра, исключить местные сопротивления. Уменьшить высоту всасывания, установить подпиточный насос или создать в баке избыточное давление. Уменьшить частоту вращения до рекомендуемых значений, установить подпиточный насос  или создать избыточное давление в баке.

Заменить рабочую жидкость на рекомендованную, установить подпиточный насос или создать избыточное давление в баке. Отремонтировать или заменить насос подпитки.

Выпустить воздух из гидросистемы в высшей его точке. Проверить герметичность гидросистемы.

Выход из строя подпиточного насоса или избыточного давления в баке.Износ насоса и изменение его производительности при изменении нагрузки
Заменить насос
Неравномерно, с рывками перемещение штока, повышенные шум и вибрации.

Погнут шток г/цилиндра.Повреждены стенки гидроцилиндра.

Повреждены или перекошены уплотнения поршня и штока, установлены уплотнения несоответствующие штатным.

Отрихтовать или заменить шток.

Отхонинговать или заменить гидроцилиндр. Заменить уплотнения поршня и штока.

 

Регулярный контроль гидросистемы в целом и гидроагрегатов в отдельности позволит избежать поломок и простоя всей машины.