Эксплуатация гидросистем и ее элементов должна проводиться в строгом соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации на гидросистемы и гидрооборудование. Практика технического обслуживания гидросистем предполагает ежедневный внешний осмотр гидросистемы и ее элементов.
Необходимо следить за чистотой рабочей жидкости, т.к. загрязненная жидкость приводит к быстрому износу рабочих поверхностей узлов гидросистемы и уплотнений. Долговечность работы гидросистемы в большой степени зависит от чистоты фильтрующих элементов. Первая очистка фильтров или замена фильтроэлементов производится после обкатки, проверки и регулировки гидросистемы. В дальнейшем фильтры должны очищаться согласно инструкции на машину. Засорение фильтрующих элементов гидробака вызывает абразивный износ рабочих поверхностей, заедание клапанов, что может привести к разрыву корпусов гидроагрегатов. Узлы гидросистемы всегда должны быть заполнены рабочей жидкостью. В случае понижения уровня жидкости ниже нижней отметки необходимо прекратить работу и долить масло до верхней отметки. Температура рабочей жидкости не должна превышать 70-80°С. Через каждые 240 час. работы необходимо очищать и тщательно промывать воздухофильтр сапуна бака. Категорически запрещается открывать систему бака в полевых условиях или в пыльном помещении. Своевременно заменять изношенные уплотнения, прокладки и грязесъемники. Не допускать в местах шарнирных и неподвижных соединений появления течи. При обнаружении течи она должна быть немедленно устранена подтяжкой соединения или заменой уплотнения. Следите, чтобы в процессе работы не было скручивания и защемления шлангов между подвижными частями транспортного средства, т.к. это приводит к преждевременному выходу шлангов из строя.
Эксплуатация гидросистем должна производиться в таких условиях, при которых рабочая жидкость по возможности дольше сохраняла бы свои первоначальные свойства. Для этого необходимо: не смешивать в одной таре свежую и бывшую в эксплуатации рабочие жидкости; пользоваться чистым заправочным инвентарем; не допускать смешивания рабочей жидкости с водой; не допускать попадания в жидкость пыли, песка, стружки и других механических частиц. При этом необходимо: фильтровать жидкость перед ее заливкой; герметично закрывать резервуары, содержащие рабочую жидкость. При работе гидропривода в широком диапазоне температур рекомендуется применять летние и зимние сорта рабочих жидкостей. Необходимо также после первого периода работы гидропривода в течение 50…100 ч заменять рабочую жидкость для ее фильтрации и очистки от продуктов износа в начальный период эксплуатации. Наиболее распространенными являются два сорта рабочих жидкостей — ВМГЗ и МГ-30. Они позволяют заменить более 30 сортов специальных масел — индустриальных, турбинных, трансформаторных, дизельных, моторных, цилиндровых, веретенных и .д.
При эксплуатации гидромотора и гидронасоса необходимо постоянно следить за наличием посторонних шумов в устройстве, температурой и уровнем рабочей жидкости в системе и в гидроузле, давлением рабочей жидкости и герметичностью гидросистемы. При эксплуатации аксиально-поршневого насоса особое внимание следует обратить на один момент. Аксиально-поршневые насосы должны иметь определенный подпор во всасывающей линии. Первый пуск насоса должен производиться при гарантированном заполнении насоса рабочей жидкостью. В противном случае насос «сгорит».
Гидроцилиндры в процессе эксплуатации дают довольно большую часть отказов в работе гидравлических систем. В основном их отказы происходят из-за неправильной эксплуатации или пренебрежения к обслуживанию. Внешние повреждения и их последствия очевидны и могут быть обнаружены при ежедневных осмотрах машины (вмятины на корпусе, царапины, забоины на штоке, и т.д.). А вот внутренние утечки и нормальный износ требуют более тщательного внимания.
Основные причины возникающих неисправностей в гидроцилиндрах следующие:
- Нарушение периодичности технического обслуживания гидросистем.
- Использование низкосортных гидравлических масел (зачастую смесей различных масел).
- Наличие механических примесей в маслах, вследствие чего происходит засорение фильтров и жиклеров, зависание золотников и клапанов, нарушение целостности уплотнительных элементов (манжет, колец, грязесъемников) гидроцилиндров, и в итоге нарушение нормальной работы гидросистемы эксплуатируемой машины.
- Нарушение параметров установки в узлах и агрегатах, т. е. такие случаи, когда в конструкции возникает эффект изгиба штока гидроцилиндра.
- Нарушение правил эксплуатации (превышение грузоподъемности, механические повреждения и т. п.).
Последствия очевидны и неизбежны:
- Нарушение герметичности, за счёт интенсивного износа уплотнений;
- Механические повреждения штоков, гильз, поршней — задиры, сколы, излом, изгиб;
- Износ посадочных мест подшипников, втулок в проушинах;
- Нарушение целостности опорно-уплотнительных элементов.
Работоспособность гидроцилиндра обычно снижается постепенно во времени, а износ может быть больше 20%, когда это осознает работник, замечая замедленность и увеличение временных циклов. При отказе в работе гидроцилиндра нужно проверить правильность сборки и установки уплотнений поршня и штока, а также состояние деталей.
Наиболее характерные неисправности в работе гидроцилиндров, причины их возникновения и способы устранения приведены в таблице.
№
|
Наименование
|
Вероятные причины
|
Способ устранения
|
---|---|---|---|
1. | Отсутствие рабочего давления в поршневой полости |
Изношены или разрушены уплотнения поршня
|
Заменить уплотнения
|
2. | Потеки масла по штоку |
Изношены или разрушены уплотненя поршня
|
Заменить уплотнения
|
3. | Нагрев штока и его направляющих. Неравномерное с вибрациями движения штока, защемление штока. |
Большие боковые нагрузки, ослаблено крепление гидроцилиндра
|
Обеспечить соосность приводного механизма и штока; проверить крепление и при необходимости восстановить его надёжность
|
4. | Неравномерное, с рывками перемещение штока, повышенный шум и вибрации. |
Воздух попал в полости гидроцилиндра |
Удалить воздух из полостей, устранить возможность подсоса воздуха в соединениях трубопроводов и уплотнении штока. |
Насос засасывает и нагнетает в гидросистему воздух
|
Нарушение герметичности всасывающего трубопровода — проверить и обеспечить герметичность трубопровода, заменить уплотнения. Недостаточный уровень рабочей жидкости в бак до требуемого уровня. Чрезмерное вспенивание рабочей жидкости в баке — опустить сливную трубу ниже уровня жидкости в баке, разделить перегородкой сливную и всасывающую полости бака, установить в бак отражатель. |
||
Неравномерная подача насоса: кавитация во всасывающей полости насоса (неполное заполнение рабочего объёма насоса): непроходимость всасывающего отверстия, неисправность всасывающего клапана, засорение всасывающей трубы или всасывающего фильтра; заужен или погнут всасывающий трубопровод: высота всасывающего отверстия насоса относительно уровня жидкости в баке превышает допустимую: частота вращения насосов превышает допустимую; Вязкость рабочей жидкости превышает допустимую |
Проверить всасывающее отверстие, всасывающий клапан, очистить всасывающую трубу, всасывающий фильтр. Установить всасывающий трубопровод требуемого диаметра, исключить местные сопротивления. Уменьшить высоту всасывания, установить подпиточный насос или создать в баке избыточное давление. Уменьшить частоту вращения до рекомендуемых значений, установить подпиточный насос или создать избыточное давление в баке. Заменить рабочую жидкость на рекомендованную, установить подпиточный насос или создать избыточное давление в баке. Отремонтировать или заменить насос подпитки. Выпустить воздух из гидросистемы в высшей его точке. Проверить герметичность гидросистемы. |
||
Выход из строя подпиточного насоса или избыточного давления в баке.Износ насоса и изменение его производительности при изменении нагрузки |
Заменить насос
|
||
Неравномерно, с рывками перемещение штока, повышенные шум и вибрации. |
Погнут шток г/цилиндра.Повреждены стенки гидроцилиндра. Повреждены или перекошены уплотнения поршня и штока, установлены уплотнения несоответствующие штатным. |
Отрихтовать или заменить шток. Отхонинговать или заменить гидроцилиндр. Заменить уплотнения поршня и штока. |
Регулярный контроль гидросистемы в целом и гидроагрегатов в отдельности позволит избежать поломок и простоя всей машины.